Версия Википедии

25 Янв

Капоэ́йра (порт. Capoeira) — бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры, и сопровождающееся национальной бразильской музыкой. Как боевое искусство отличается оригинальным передвижением — джингой, обилием ударов и бросков ногами, подсечек и акробатики.

Современная капоэйра, в отличие от её ранних форм, редко используется в боевых целях. Обычная практика — это бесконтактный бой. Однако в нашей школе изучению боевой и спортивной составляющей капоэйра уделяется особое внимание. Капоэйра — форма искусства, в котором традиции определяют порядок проведения встреч, внешний вид участников, музыку и аттестацию капоэйристов.

История капоэйра

Достоверные сведения о капоэйра начинаются с XVIII века, но, фактически, она зародилась несколько ранее. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний — Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Вследствие жестокого обращения бразильских рабовладельцев часть рабов бежала в сельву, где африканская религия и культура встретилась с индейской. Беглые рабы селились в киломбуш (ед.ч. — киломбу) — «вольных городах», из субкультуры которых и начала своё распространение капоэйра.

По разным сведениям, капоэйра ведёт своё происхождение от:

  • субкультуры африканского национального танца. Первоначально она не несла в себе боевого аспекта, который появился уже позднее, на территории Бразилии.
  • африканского ритуального боевого танца «нголо» («n’golo»), являвшегося неотъемлемым атрибутом обряда инициации в южных районах Анголы, и изображавшего танец зебр — молодые воины вступали в ритуальный бой друг с другом.

Однако, несмотря на разные версии, элементы танца в капоэйра присутствуют.

Развитие капоэйры в то время неразрывно связано с легендарным героем — Зумби, который стал для народа Бразилии символом сопротивления. Зумби дус Палмарис (порт. Zumbi dos Palmares) возглавлял один из крупнейших киломбу — Палмарис, который просуществовал в условиях правительственной блокады около семидесяти лет.

Происхождение названия

Споры относительно этимологии слова «капоэйра» не прекращаются до сих пор. Самые распространенные версии:

  • слово «capoeira» происходит из языковой группы тупи-гуарани, к которой принадлежит язык индейцев тупи и означает «поле, заросшее кустарником, которое расчищалось выжиганием либо вырубкой»
  • порт. capoeira — клетка для кур, а также место, где кормят кур.
  • «capoeira» — искаженное звучание слов kipula/kipura из языка киконго (по версии исследователя народа баконго, учёного Фу-Киау Бунсеки (K. Kia Bunseki Fu-Kiau)). По его информации, «…pula/pura означает „перепархивать с места на место“, а также „бить, драться“. Оба слова употребляются для описания движений петуха во время петушиных боев. Kipura в культурном контексте народа конго также означает человека, который в бою подражает движениям петуха во время петушиных боев…».

Капоэйра в подполье

Новым этапом в развитии капоэйра стало официальное документирование информации, касающейся капоэйра. Этот период начинается подписанием в 1888 г. на территории Бразилии Золотого Закона, который отменил рабство. При этом необходимо отметить, что ввоз рабов был запрещён ещё раньше — в 1850 г. — законом Кейроза, но на протяжении ещё почти сорока лет работорговля продолжалась нелегально, вплоть до 13 мая 1888 года. В тот день принцесса Изабелла, правившая в то время вместо заболевшего императора, подписала закон следующего содержания:

«1. Рабство в Бразилии отменяется.
2. Все распоряжения, носившие противоположный характер, отменяются.
»

Несмотря на официальное уравнение всех индейцев, негров и метисов в общечеловеческих правах с европейцами, в стране по-прежнему существовала социальная дискриминация, проявлявшаяся во всех сферах жизни общества. Религия Кандомбле и капоэйра, как и многие другие элементы культуры не-европейского населения Бразилии, оказались под официальным запретом. Социальной рефлексией на этот факт явилось «Сопротивление» — капоэйра стала одновременно и танцем, и оружием среди группировок подпольщиков и уличных банд. В 1892 г. практика капоэйра была запрещена первой конституцией Бразильской Республики.

Разделение стилей

В 1930 году военный переворот изменил политическую ситуацию в стране. Капоэйра, как проявление народной культуры, оказалась в более благоприятном положении, став легитимным боевым искусством.

Капоэйра Режионал

В 1932 году открылась первая в истории официальная школа капоэйра. Её основателем был Местре Бимба (Мануэль дус Рейс Машаду). Местре Бимба основал новый стиль капоэйра, назвав его «Люта Режионал Байана» (порт. Luta Regional Baiana) или просто «Капоэйра Режионал». Он систематизировал наработанный опыт различных школ и улучшил технику преподавания. Придуманные им «8 последовательностей Бимбы» или же просто «последовательности» по сей день считаются азбукой обучения капоэйристов, практикующих режионал и некоторые другие направления современной капоэйры. Бимба разработал методики преподавания капоэйры, комплексы движений, ударов и контрударов руками и ногами. Капоэйра до Бимбы и после него — это два совершенно разных подхода к теории и практике этого боевого единоборства.

Капоэйра Ангола

Вторым человеком, сильно повлиявшим на современную капоэйру, был Местре Паштинья (Висенте Феррейра Паштинья). Его школа «Академия „Капоэйры Ангола“» (порт. Capoeira Angola) была открыта в 1941 году. Стиль мастера Паштиньи так и называется «Ангола», в честь места на Африканском континенте, откуда привозили рабов (по другой теории это название происходит от слова «нголо» (n’golo) — ритуального танца народов Африки). Если Местре Бимба придавал большое значение боевым аспектам капоэйры, то Местре Паштинья всегда подчеркивал её традиционно ритуальный и игровой характер. «Капоэйра, открыта для всех и не научиться ей может только тот, кто не хочет делать этого.» Mestre Pastinha

Капоэйра Контемпоранеа

Термин «Контемпоранеа» используется для групп, которые практикуют стиль Ангола, одновременно модернизируя его. Этот стиль является очень спорным, так как многие современные капоэйристы утверждают, что нельзя смешивать стили Ангола и Режионал, что ученик должен практиковать лишь один из них для того, чтобы полностью принять форму игры. Другие утверждают, что капоэйрист должен иметь навыки как традиционной, так и современной капоэйры и поддерживают тренировки в обоих стилях одновременно. В целом стиль Контемпоранеа является предметом множества споров среди капоэйристов.

Название «Контемпоранеа» также применяется к различным группам, которые не связывают себя ни с Местре Бимба, ни с Местре Паштинья.

На протяжении последних нескольких лет различные философии современной капоэйры выражались в создании различных школ, в частности в Северной Америке, которые создают и продолжают развивать их индивидуальную школу современного искусства. Это стало определяющей характеристикой многих школ, вплоть до того, что опытный ученик порой может определить, из какой школы происходит его соперник, судя лишь по стилю игры капоэйриста. Некоторые школы обучают смешанным техникам, основанным на сочетании нескольких стилей. Традиционно, роды в этих школах начинаются со стиля Ангола, во время которого местре или опытный ученик поет ладаинью (которую, как правило, можно услышать в начале игры в Капоэйре Ангола). Через некоторое время игра ускоряется и вскоре местре подает знак, после которого ритмы беримбау становятся традиционными для стиля Режионал.

Каждый из стилей, Режионал и Ангола, уделяют основное внимание различным свойствам и ключевым моментам. Режионал концентрируется на развитии скорости и быстроты рефлексов, в то время как Ангола делает упор на глубокую осмысленность каждого движения, практически как в партии шахмат. Школы, которые учат сочетать оба вида, преподают это как возможность использовать сильные стороны каждого из направлений в своей игре.

Встречи капоэйристов

Встречи капоэйристов, в абсолютном большинстве случаев, проходят по следующим правилам. Музыканты становятся в изголовье круга (порт. Roda). Роду образуют капоэйристы или публика, стоящая или сидящая по кругу. Двое входят в игру около места расположения музыканта с Гунгой, называемого Пе ду Беримбау (порт. Pe do Berimbau), иногда используя акробатические элементы. Начинается игра — передвижения, удары, прыжки чередуются в попытках достать соперника или вынудить его упасть. Характер игры в Роде (быстро или медленно, дружески или агрессивно) зависит от ритма, который играет беримбау.

Музыка

Рода проходит под живую музыку, которую создает специальный «оркестр капоэйры» — батери́я (или шара́нга). Существуют несколько традиций состава батерии, они довольно разнообразны.

Основную роль в аккомпанементе и ведении роды играет Беримба́у (порт. Berimbau) — инструмент, напоминающий лук с резонатором. Беримбау задаёт основной ритм и темп игры в Роде.

Более-менее общепринятой считается традиция, когда основой батерии являются три беримбау, каждый из которых служит своей цели:

    • Гу́нга, Беррабо́й (порт. Gunga, Berra-boi) — беримбау с самой большой кабасой, и самым низким тоном. Задаёт главный тон и темп игры, играет основной ритм, иногда — небольшие вариации;
    • Ме́диу, Се́нтру (порт. Medio, Centro) — средний беримбау, является дополняющим к Gunga, обычно играет обратный ритм относительно гунги, иногда — с небольшими вариациями;
    • Вио́ла, Виоли́нья (порт. Viola, Violinha) — самый высокий тон, обычно играет насыщенные импровизированные вариации основного ритма.

Кроме беримбау, «классическая» батерия имеет в своем составе:

  • Атаба́ке (порт. Atabaque) — традиционный африканский барабан, ведёт основной ритм, высотой по пояс человеку.
  • Панде́йру (порт. Pandeiro) — бубен (2 шт.).
  • Агого́ (порт. Agogo) — двойной колокольчик, на котором играют, ударяя деревянной или металлической палочкой поочередно по каждому из колокольчиков;
  • Ре́ку-ре́ку (порт. Reco-Reco) — представляет собой ребристую деревянную или металлическую поверхность-трещётку, по которой проводят палочкой, извлекая «треск».

Ритмы беримбау

Ритм беримбау определяет характер игры в Роде, существует множество популярных традиционных и «авторских» ритмов для этого инструмента, например:

  • Ангола (порт. Angola) — ритм, под который проходит традиционная Рода Ангола.
  • Режионал, Сау Бенто Гранде де Бимба (порт. Regional, Sao Bento Grande de Bimba) — этот ритм придумал Местре Бимба специально для роды Режионал. Игра под такой ритм ведётся на большой скорости и, во многих группах, в полный контакт. Неопытным капоэйристам не рекомендуют выходить в роду под этот ритм, так как они могут пострадать.
  • Рода Ливри, Сау Бенту Гранде де Ангола (порт. Roda Livre, Sao Bento Grande de Angola) — Свободная игра, скорость игры задаёт ритм, а характер — сами игроки. Игра может быть как жёсткой с полноконтактными ударами и бросками, так и вовсе бесконтактной со множеством акробатических движений.

Существуют и другие ритмы.

Капоэйра — искусство будущего

25 Янв

Капоэйра, как я часто говорю, это искусство, которое мы увидим завтра. Это как спорт для развитых людей, где соревнование уступает место личному самовыраженю и коммуникации, в то же время оставляя место единоборству (в итоге ровно столько, чтобы посоперничать, или, если угодно, поспорить, могли любые два участника, независимо от своих параметров). Это очень передовые идеи и их формирование только происходит, и еще не один год впереди. Здесь смешиваются многие аспекты, музыка, искусство, отношение к жизни, философия, выраженная в действиях, принцип “главное, чтобы было весело”, работа над гармоничным и эффективным развитием тела. Еще здесь нет золотой середины, нет стандартов, здесь есть свобода и взаимоотношения. Все вместе это и еще многое красивое, что есть в капоэйре, о чем говорят мастера, делает ее искусством с очень широкими рамками. Горизонты еще не видны, а сама идея только оформилась: меньше ста лет назад в Баии были сделаны первые шаги, а сегодня примерно понятно с чем мы имеем дело, но каким это искусство будет в мвоем развитии не знает никто. Другими словами: сегодня можно говорить, о том что капоэйра уже  явление определенное, но оно только начинает свое развитие, свою эволюцию.

Вот тут  и подхожу к своей сегодняшней идее: у капоэйры впереди длинный путь, как и у тех, кто пойдет вместе с ней. Как говорит Местре Куэка: “Капоэйра -это марафон”.

Дело не в том, что, чтобы достичь ощутимых результатов, нужно много времени (как раз наоборот, если сравнивать себя не с инструктором Симбой, а с собой полгода назад, и делать это честно, как правило, разница очевидна).  Смысл, в том, что капоэйра-это способ развития личности, как говорят, что счастье это не конечная цель, а способ путешествовать, так и тут.

Когда вы тренируетесь, когда играете в роде, когда оцениваете себя, помните: здесь идея не в победе на олимпиаде, тут главное в том, чтобы вам было хорошо. Эффективные тренировки предполагают постановку целей, но поставив их, надо уметь от них абстрагироваться. Научитесь радоваться не только тому, что вы после тренировок лучше стоите на руках, получайте удовольствие от самого по себе процесса, от атмосферы на занятиях, от приятных упражнений, от работы мускулов, от своей спонтанности в роде, от чувства ритма, от того, что вы просто здесь.

Настройтесь не на то, чтобы получить быстрый результат — это пустое, работа над собой не происходит внезапно, сатори может быть только если для него заранее создали все условия.  Откажитесь от желания каждый день видеть революцию, ведь это классно, только когда все плохо.

В начале мы приходим на тренировку и узнаем сразу кучу элементов, начинаем делать много новых движений, которые были незнакомы… Проблема в том, что многие и дальше пытаются сохранить тот же подход, и считают тренировку неудачной если на ней не удалось (грубоговоря) сделать новый элемент. Эй! идея в том, чтобы научиться с удовольствием делать то, что умеешь. Я прежде всего стараюсь сделать так, чтобы на моих тренировках люди хорошо проводили время, именно это дает результат.

Секретной техники, божественного света великой идеи нет, этот свет — это регулярные тренировки, но это-то и круто, потому, что это классные, интересные тренировки.

Это мой универсальный принцип по жизни: кайф не в том, чтобы добиваться великих результатов в конце, кайф в том, чтобы каждый день, каждый шаг можно было смаковать, достигнув этого, вы достигнете всего остального, ведь если вам будет нравится процесс, вы не будете искать отмазки, вы будете идти вперед регулярно долго и счастливо…

А уж эти регулярно и долго и сделают вас крутыми (это вам любой успешный скажет), но это будет всего лишь приятным бонусом.

И в двух словах: настройтесь на то, что капоэйра — это очень много всего, большой пласт и в ее рамках можно очень много всего изучить, для этого надо много времени. Но не расстраивайтесь что вы идете долго — это потому, что для развития личности нужен большой путь, вместо этого радуйтесь, что идете весело, и нашли такой многогранный и заряжающий инструмент, как капоэйра. Не гонитесь за результатом, гонитесь за тем, чтобы сделать для себя процесс максимально привлекательным и кайфовым.

Joker