Музыка является неотъемлемой частью капоэйры, выделяя ее из множества других боевых искусств. Это одна из главных традиций капоэйры, которую стараются хранить большинство групп. Возможно, как раз использование музыки в капоэйре обычно приводит к стандартной путанице, боевое ли это искусство, или все-таки танец. Музыка устанавливает скорость и стиль игры в роде, будь это игра Ангола, или быстрый и динамичный поединок в стиле Режионал. Музыка капоэйры делает движения капоэйриста более текучими, позволяет ему держать ритм, а также дает чувство общности ученикам, поющим вместе и наблюдающим за игрой других. Мощная сила музыки в капоэйре позволяет оставить мысли о работе, обязательствах и повседневных делах и проблемах за пределами роды. Без участия батерии нельзя получить опыт настоящей капоэйры. 

Батерия является сердцем каждой роды. Обычно она состоит из трех главных инструментов: беримбау (однострунный музыкальный лук), пандейро (бубен) и атабак (барабан).

Инструменты

Беримбау иногда называют душой капоэйры и часто используют как символ искусства. Местре говорят, что беримбау есть настоящий местре в роде, и его важность нельзя недооценивать. Обучение игре на беримбау является важной частью тренировочного процесса в капоэйре, особенно для тех, кто хочет развиваться в искусстве.

Появление беримбау в капоэйре вызывает споры, но тот факт что он имеет африканские корни, не подлежит сомнению. Этот музыкальный лук изначально использовался как аккомпанемент для повествований, сказок и песен. Беримбау является одним из самых древних инструментов. Современные версии делаются из струны, которую вытягивают из автомобильной покрышки, крепящейся к деревянной палке, сделанной из бирибы, крепкой, но в то же время гибкой древесной породы, обеспечивающей хорошую форму и мощное звучание. В качестве резонатора используется кабаса (выдолбленная тыква), которая крепится в нижней части конструкции.

На инструменте играют держа его в левой руке вместе с камнем или монетой, надавливая ими на струну и производя тем самым разные ноты, ударяя по струне небольшой палочкой – бакетой. Бакета держится в правой руке вместе с маленькой плетеной погремушкой – кашиши, наполненной сухими бобами, либо бусами от четок, что более традиционно. В момент потряхивания, кашиши издает мягкий звук, придающий красивый оттенок душевному струнному звучанию беримбау.

В батерии существуют 3 основных типа беримбау: гунга, медиа и виола. Гунга, или берра-бой, играет роль баса и является самым доминирующим звуком батерии. Его функция в удержании ритма и постоянной скорости. Медиа следует основному ритму, но также может играть вариации. Виола также играет вариации ритма, но более свободно, добавляя в музыку элемент спонтанности.

Роль беримбау крайне важна в роде, как в музыкальном плане, так и в ритуальном. По традиции перед началом игры капоэйристы сближаются под беримбау, так как это инструмент, задающий ритм и тон игре. Она может быть веселой, агрессивной, быстрой или медленной, и ее скорость и настроение диктуются определенными ритмами. Для разных стилей капоэйры используются разные ритмы, существующие в разных регионах, а также созданные разными мастерами, отражающие их собственные стили и личности. Например, в капоэйре Режионал используются 7 основных ритмов: Sao Bento Grande, Cavalaria, Iuna, Banguela, Santa Maria, Idalina и Amazonas.

На беримбау обычно играет опытный капоэйрист, который находится на важном месте в роде. Некоторые утверждают, что искусству капоэйры невозможно научиться без беримбау, поскольку он развивает тонкое чувство ритма и времени. Также он обозначает начало и конец игры, и предупреждает капоэйриста в момент, когда игра накаляется. Ритм действует как язык и способ подсказки. История упоминает о том, как определенные ритмы использовались как предупреждение капоэйристов о приближении полиции. И хотя во многих туристических местах можно найти красиво разукрашенные беримбау, для капоэйриста очень важно найти себе инструмент, который был сделан с любовью, или сделать его самому.

В батерии кроме беримбау используются перкуссионные инструменты, большинство из них пришли в капоэйру также из центральной и западной Африки, за исключением пандейро (бубна), который появился в Бразилии благодаря португальским поселенцам. Другие инструменты это атабак — высокий барабан с натянутой коровьей кожей, на котором играют руками; агого — двойной металлический колокольчик; и реку-реку – инструмент с ребристой поверхностью, издающий трещоточный звук.